+7 (981) 808-54-56
|
|
ИП Соколова Т.Ю.
ИНН 470300178424 |
Рыбалка на тайменя, ленка, хариуса на Дальнем Востоке. Команда SMITH. Часть 1 «...Как все было красиво! Прозрачный воздух, кристально чистый Бикин величественно нес свои воды. Норка переплывала реку. Я залюбовалась гармонией и совершенством природы. Маленький бесстрашный зверек мужественно покорял быстрый поток. До берега оставалось пару метров. Страшной змеей, таймень вылетел из воды, и всей мощью черно-красного хвоста обрушился на норку. Крохотное тельце безвольно покорилось течению. Несколько секунд, и пасть, в злобном оскале навсегда поглотила пушистый комочек. Растерянность и бесконечное сожаление от увиденного. Прекрасное и жестокое лицо природы-матушки смотрело на меня. Ветер тихо прошептал – «Это жизнь»...
Приморский край. Сихотэ-Алинь.
Тучи нагло, лохмотьями развалились на сопках, изрыгая потоки воды. Река возмущенно билась в берега, вырывая с корнями все, что попадалось под руку. Корчи* обреченно неслись вниз, из последних сил пытаясь зацепится на крутых поворотах. Заломы**, «принимая огонь на себя», стонали от ударов вековых кедрачей. Водовороты, бешеной пеной, брыкались в обезумевшей стихии. Август. Приморский край, верховье реки Бикин, Сихотэ-Алинь.
Вертолеты не летали. Удэгейская лодка настырно резала перекаты. Лавируя между корчами, разбивала волны на плесах. Ужом протискивалась в узенькие проходы в заломах. Натружено разгоняясь, прыгала через топляки. Сердце затаилось, не в силах понять происходящее. В голове – «Только бы дойти! Только бы дойти!» Триста километров животного ужаса и собачьего мокрого холода. Пронизывающий ветер хлестал наотмашь. За бортом +7. Мы едем на рыбалку! Красота!!!
Заночевали в зимовье. « Да, Танюша, не повезло тебе. Рыбалки не будет» - решил огорчить меня наш проводник, удэгеец Серега. Прихлебывая чай, разводил руками: « Вода высокая, мутная, ни одной косы. Тайменя точно не будет». Глядя в мои насмешливые глаза, слегка смягчился: « Ну, разве что ленка по протокам погонять». « Ну, начнем с ленка, а там посмотрим. Я человек настырный. Подумаем. Разберемся» - меня не так легко сбить с толку.
Руки по рыбе чесались - сил нет. Около одиннадцати ночи, мы с Василием, двинулись вверх по реке, пешком по мелководью. Крепко вцепившись в Васину руку, буквально на ощупь, я проползала через перекат. Это была моя первая ночная рыбалка, соответственно и опыта никакого. Вышли мы на позиции, повернул меня Вася лицом к другому берегу, наказал больше пятидесяти метров не бросать, там уже скала, и мы начали. Заброс.
«Василий, а почему «плюхи» громкие? Что это рыба делает?» «Чем больше «плюхов», тем меньше рыба. Это от неуверенности. Норка и соболь – зверек очень живучий, он даже нас охотников обманывает. Бывает, достаешь его из силка, кинешь в рюкзак, а он через полчаса шевелиться начинает. Так вот, небольшой ленок или таймешенок, килограмма на четыре-шесть, те сначала бьют хвостом по зверьку, что бы оглушить, ну а потом кидаются и заглатывают. Большой ленок, килограмма на три-четыре, или взрослый таймень на десятку – те набрасываются снизу, без церемоний, потому как уверены в своих силах». «Так что, Василий, значит проводка медленная, и если бить хвостом начинает, притормозить?» «А это барышня, смотря, какая рыба тебе нужна. Трофейная или так себе, решай сама».
Еще сигарету - надо все уложить в голове. Одна мысль настойчиво застучалась – рыба бьет по приманке, как будто промахивается - где-то уже было? Надо вспомнить.
Возле нашей избушки, на Санькином, коса еле проглядывалась. Хорошо, что дождь маленько поутих. Может через пару-тройку дней и вода почище будет и косы понемногу откроются. Ну, начнем с того, что есть. И за это спасибо. Плес начинался длинным поворотом-перекатом. Богатое место. Да только с выбором у нас, совсем скупо. На плесе – мутный поток. На перекате, хариус наверняка притулился за камнями, ему сейчас не до охоты. За валунами – пара ленковых ям и вода не такая бешенная. Знаю точно, ленок там затаился и ждет, когда хариус с переката скатится на отдых. Осторожно, буквально доползла до валуна. Течение сбивало с ног. Встала за валун, в начало ямы. С чего начать? Яма растянулась метров на десять-двенадцать. Мне надо загнать приманку в самый конец, на выход из ямы, и сделать медленную проводку ближе ко дну, потому, что ленок прячется на глубине, там спокойнее. Для такой рыбалки, я выбрала спиннинг от SMITH Troutin Spin Bunsuilay 76 от 5 до18 грамм, быстрого строя. Это значит, что можно по течению, петлей, спустить быстро тонущий глубинный воблер D-direct 6грамм, лучше светло-серебристого цвета, чуть дальше конца ямы. А потом, резкими твичами заглубить воблер, к выходу из ямы. По самой яме, проводку делать низкодиагональным,протяжным твичем, с паузами. Спиннинг и воблер, абсолютно поймут друг друга. Спиннинг будет нагружен по полной программе, благодаря течению, глубине и твичу. А воблеру, только это и надо. Восемь карбоновых слоев «Trout» спиннинга, мягко амортизирую, обеспечат дрожащий тормозной путь воблера перед паузой.
Проводник удэгеец Серега, велел брать на обед только крупного хариуса. Где вы, гиганты? Поменяю-ка я нимфу, на прогонистую серебристо-красную колебалочку Рure 2,7 грамма. Может она вам приглянется? Течение быстро сносит блесенку в конец ямки. Леску держу в натяге. Красный поплавок – наливайка суетится, приманивая добычу. Тырк-тырк! Цап! Хариус пошел крупнее. «Талоконь»*** нам уже обеспечена. Еще с десяток на жареху, и порядок! А поесть-то, как уже хочется! Серега, наверное, ухи наварил, ленка закоптил. А когда на десерт хариуса поджарит, с головой, с золотистым хвостом – мечта и объеденье!!! Оглядела «поле боя». Вроде бы все. Но, напоследок, еще бы разобраться с длинным мелким перекатом перед косой, на предмет того же хариуса, и тогда будет совсем все. Буду ловить на крохотную черно-красную мушку на длинном поводке, в заброс на одно легкое касание. После тщательного облова переката отпустила нескольких мелких хариусов. Вывод – на мелких перекатах пока делать нечего, а на хороших - течение сбивает с ног, да и вода мутная.Будем искать большие защищенные ямы под косами и протоки с более спокойным течением и прозрачной водой.
Сихотэ-Алинь – край уссурийского тигра. Для удэгейцев тигр - священное животное. Тигру поклоняются. О тиграх, много лет слагают легенды. Убить тигра – страшный грех. Даже, если тигр пришел в зимовье или в деревню и напал на человека – надо защищаться до последнего, но убить животное – только если ты уверен, что другого выхода нет. Или он тебя или ты его. Все равно боги не простят.
Белогрудые медведицы с медвежатами глодают черемуху по берегам. Идем вверх по реке, а как Серега лодку качнет, мы оборачиваемся, а он нам пальцем тыкнет: «Туда, мол, смотрите». Ветки черемухи, как-то совсем низко склонились над рекой и шевелятся. Пригляделись, а это медвежата по веткам ползают, спелыми ягодами лакомятся. Ветки, что обьели, ломают, и себе под попу складывают, для удобства. Вроде, как гнездо получается. А мамаши-медведицы, покой детей стерегут. Каменные склоны сопок облюбовали бородатые изюбри. Рыжие козы-трехлетки, настороженно прядут ушами на узких протоках. Сохатые, гордо вышагивают по мелким жабовникам. Гадюки ползают прямо возле избушки.
Пока лодка поднималась вверх по реке, мы приглядывали спокойные протоки, омута защищенные скалами, примечали заводины на изгибах реки. Высадив меня и Дмитрия, Серега вернулся в избушку. По задумке Димы, нам предстоял двадцати километровый сплав на резиновых лодках, в одиночку, т.е. каждому по лодке. Дима накачивал лодки, я в это время обследовала акваторию. У противоположного берега реки хорошие глубины под скалами, но такое сильное течение, что вода до пены крутится в водоворотах. Не пойдет. Есть приток с длинным – метров 150 мелким перекатом. Туда тоже не пойду, потому что хариуса я уже наловилась. А вот где река выгнулась, отличная заводина с длинной ямой. Течение боле спокойное, вода, правда, слегка непрозрачная, но ничего. «Попробуй здесь ленка половить», - посоветовал Дмитрий. Без колебания, я достала свой любимый спиннинг Troutin Spin Bunsuilay от SMITH. В нашей семье «Торговый Дом Соколовых» есть золотое правило: если едешь на рыбалку в незнакомое место, то брать надо спиннинги серии Troutin Spin , они никогда не подведут. Если вы в ажиотаже вываживания рыбы не знаете, как правильно поступить - доверьтесь Troutin Spin . Ваше дело будет держать леску в напряжении, и крутить катушку.
Проводка та же. Кто-то осторожно потыкался в нимфу. Пауза. Какая то возня под водой. Удар и свечка последовали практически одновременно. Вываживала твердо и решительно. Сразу было понятно – достойная рыба. Темно-бордово-коричневый ленок килограмма на три. Победу надо закрепить. Спускаю поплавок с нимфой с самого начала ямы по середине заводины.
Течение плавно поигрывает с приманкой. Поплавок притопило. Памятуя деликатность прошлой поклевки, терпеливо жду. Рыба видимо отошла, потом вернулась, притопила поплавок еще раз и, схватив Wooly Bugger, рванула на течение. Тут еще, как назло, на меня несся корч, в виде ветвистой березы. Вываживать пришлось быстро, без сантиментов. В снасти я была уверена. Ленок был небольшой, на пару кило, но боец. Расти дальше, родимый, но маму и папу, можешь пригласить отведать лакомство. Хорошо, что у нимф одинарный крючок, рыба почти не пострадала. При снятии рыбы с крючка пользуюсь Plier Jr., инструментом, позволяющим деликатно освободить рыбу.
Между тем, две резиновые лодки были готовы к отплытию. Короткий инструктаж: постоянно оглядываться, маневр начинать метров за 50-70, если что пойдет не так - река неглубокая 1,5-2м, куда-нибудь, да вынесет. Если захочется половить с берега, смотри, чтобы позади обязательно была крутая сопка. Дима, встав в лодке в полный рост, понесся вниз, на ходу обрасывая вертушкой Niakis, глубины под скалами. Времени на раздумье нет. «Назвался груздем – полезай в лодку». Первые минут пятнадцать, я до боли сворачивала голову назад, и исступленно работала веслами. Получилось. Немного успокоившись, крепко зажала спиннинг между скамейкой и бортом, выбросила поплавок с нимфой за борт. Удар. Только бы не ленок! Как я буду его вываживать? Слава богу, хариус, да крупный, точно с килограмм. Таких берем! Снимая рыбу, я сообразила, что хариус позарился на черную нимфу, а я то думала, что хариус любит желто-оранжевые, кофейные, зеленые цвета. Не бойтесь экспериментировать уважаемые рыболовы!
Мы перешли на другую сторону косы, выходящую на основной русло. Коса резко обрывалась глубокой длинной ямой, уходила вправо, как бы защищая яму от быстрого течения. Вода в яме была прозрачной, видно было дно. Дмитрий вздохнул: «Если бы не дожди, такая бы рыбалка была. В сентябре, когда обычно вода низкая, чистая, мошки нет, под скалами таймень прыгает, рыбы здесь полно». Но мне казалось, что так, когда труднее, намного интереснее. Поставили по вертушке Niakis 6гр. и 9гр черноспинку и ярко-зеленую с красными брюшками. Дмитрий советует: « Бросай прямо в течение. Блесну быстро снесет в конец косы, там самая рыба. Проводку делай неспешную, с длинными паузами». Я послушно старалась. Видно было, как ленок идет за приманкой или вылетает из-под затопленных корчей. Поклевки были сильные и жадные. В волнении от таких успехов, я начала ошибаться при вываживании, на долю секунды давая слабину лески, и тут же сход. Один раз, после мощной поклевки рыба встала. Думала, что зацеп за бревно, ослабила леску. Серебристый таймень выпрыгнул из-за бревна и был таков. На мое расстройство, Дима растолковал: « Бывает, не крупный таймень берет на вертушку. Иногда, таймень упрется, и будет стоять на одном месте, вроде как зацеп. Обмануть старается. Тут надо почувствовать, зацеп это или рыба. Практика нужна. Но, в основном, таймень повиснет, как мокрая телогрейка, а потом, как рванет. Я, в прошлом году, два плеса за ним бегал.
Ночь задалась. Луна. Звезды. Прислушивались к тишине. Ни всплеска. Для очистки совести покидали мышей. Все напрасно. Тайменя не было. Утро встретило нас мелким дождичком, но нам уже не привыкать. В горах, накануне, прошли сильные ливни, вода поднялась еще выше, затопленные косы кивали верхушками кустов, река как-то отяжелела и стала совсем черной.
Но рыбацкая страсть потихоньку брала свое. Прошли несколько заводин, проток, вернулись на вчерашнюю косу – ни поклевки. В затонах, хариус нахально прыгал, охотясь на мошку, но приманку не брал. Я начала потихоньку злиться. Спустились километров на двадцать вниз. Дима так, на всякий случай, своим любимым , стал забрасывать прогонистый воблер минноу Panish 85, на середину реки. Не может быть! Поклевка! Кто же там? Таймень с остервенением терзал воблер, таща его в водоворот. Чудеса, да и только. Какой таймень в такую высокую мутную воду? Таймень, оказался всего лишь таймешонком килограмм на семь. Иди, гуляй родной. Приходи года через два-три. Настроение сразу улучшилось, да и местечко неплохое нашли. Две протоки перед основным руслом образовали заводину. Берега заросли высокими кустами. Кое-как припарковались и начали. Блесна рыба игнорировала полностью. Значит, пришел черед тонущего воблера. Медленно-тонущие воблеры, можно полоскать хоть под ногами. Возможности проводки, у тонущих воблеров, уникальные. Особенно, в особо жестких условиях. Темно-бордовый Wavy 6,5см. хорошо знал свое дело. Ленкам он очень понравился, но, к сожалению, не надолго. Поклевки снова как отрезало.
«Ну и настырная ты баба, - констатировал Серёга. Целый день упиралась, но всё-таки взяла своё!»
«А что, Сергей, много ли народу бывало в этих местах?» спросила я.
«В год, человек двенадцать»
«А женщин?»
«Не одной. Ты первая»
«А с Питера?»
«Никого. Ты тоже первая»
«Ты чего мне подарила?», грозно начал Василий.
«Niakis– очень хорошая блесна», парировала я.
«Я, из-за тебя, вчера 45 ленков на эту блесну поймал, еле дотащил, теперь вот сижу, копчу на всю деревню», пожаловался на «тяжелую» жизнь Василий.
«Жди нас, Василий, на следующий год! А то, мой таймень, так где-то и гуляет».
На кануне поездки, наш Владивостокский друг Дмитрий сказал: «Я покажу тебе место, где остались мои душа и сердце». Да, Дима и не только твои.
«Татьяна! – кричит Серёга на ходу, приезжай к нам зимой. На буранах поедем ленков гонять!»
«Приеду!» – ответила я, «Обязательно приеду! Теперь это будет моя традиция!»
И каждое первое сентября, самолет уносил нас в нашу мечту, под названием Сихотэ-Алинь. Почти шестьсот километров по трассе, двести пятьдесят – по тайге. Удэгейская деревня. Баня. Борщ с мясом козы. Рисовая вермишель с перцем, свежими огурцами и мясом изюбря. Строганина. Котлеты из ленка. Хозяйка трижды окунает средний палец в рюмку беленькой, и капельки посылает Богам. Удэгейская традиция. Утром в путь. Триста километров сумасшедшей красоты, строгого величия, векового спокойствия. И снова – здравствуй, дорогой моему сердцу Сихотэ-Алинь. Но это, уважаемый читатель, будет уже другая Королевская Рыбалка Торгового Дома Соколовых.
* Корч - дерево, вырванное с корневой системой.
** Залом - скопление корчей на поворотах реки.
*** Талоконь - филе сырой рыбы, употребляется в пищу с солью и репчатым луком или с соевым соусом.
Татьяна Соколова.
Санкт-Петербург. Торговый Дом Соколовых.
|
|
|