|
Мой первый благородный лосось. Записки бегинера.Мой первый благородный лосось. Записки бегинера. Поймать семгу, тайменя, марлина, гигантскую тревалли - высокая планка и мечта для многих рыболовов. За последние десять лет, я выловила десятки тайменей, несколько марлинов, больше сотни гигантских тревалли. Благородный лосось, или семга, вершина "золотой четверки". Долго я карабкалась к этому "Эвересту". И наконец, свершилось. Готовилась за пол года. Перечитано много статей, репортажей, выслушаны рассказы и рекомендации многих семужатников. Но главным источником информации, для меня стал наш друг и партнер, мурманчанин Максим Коровин. За плечами у Макса Мурманский Университет (учитель географии и экологии), магистрат при Санкт-Петербургском Государственном Университете (морские и полярные исследования), шесть лет работы в мурманской рыбоохране. Обширные научные знания Макса, подкреплены серьезной спиннинговой практикой. Отсюда, и вдумчивый, творческий подход к рыбалке и крайне уважительное отношение к Рыбе. Именно так зовут благородного лосося на Севере. Для меня, начинающего ловца семги, или просто бегинера, такой напарник и учитель - большая удача. Июль прошлого года. Роскошная маленькая река Белоусиха, в 150 километрах от Мурманска. Пока ехали, лбы не отлипали от окна. Макс, без устали вещал о реках, озерах, водохранилищах. Кто и где живет в подводном царстве. Что кушают, когда и почему. Короче говоря, Макс Коровин - это Большая Северная Энциклопедия
Тундра модничала остатками снега, приземистые березки укрывали хрупкие цветы. Как, зачарованные, охали и ахали на плотине Верхнее - Серебрянского водохранилища. Безумная мощь падающей воды, просто завораживала.
База, приветствовала нас богатырским обедом и уютными домиками. За чаем, на всякий случай, начала пытать "главного" по рыбалке на базе, Сергея Палыча. Коротко, на этой реке дело обстоит так: рыба заходит с моря уже в конце мая. «Мамки» облюбовывают ямы, обычно перед камнями, и стоят мордой в течение. Я спросила, почему так? Ответ был интересный: северяне считают, что сама семга уверена, что она самая крутая рыба на свете, потому, что она семга.
Между прочим, Макс дал такой же ответ, только в более сочных, народных выражениях. Далее, Палыч расщедрился:
Информация упала на благодатную почву знаний, которыми щедро делился со мной Максим. Для рыбалки на благородного лосося, в абсолютных лидерах у Макса исключительно лососевые снасти:
Естественно, все это присутствовало в моей коробочке.
Но! Хорошенько поразмыслив, как основную, я взяла версию: " Более упорные, сильные, нахальные самки, зачастую выгоняют предшественниц. Могут даже их покусать, настоящая борьба без правил". В моем понимании, жизнь Рыбы, для воспроизведения потомства - самое главное. Пока собирали снасти, выбрала стратегию:
Теперь, все это надо воплотить в жизнь...
По правилам базы – вся пойманная рыба должна быть отпущена (catch and release). Мой выбор: быстрый спиннинг Troutin Spinn Lag less Boron 69-DT до 16 грамм от SMITH, катушка Shimano Stella 3000, мягкая резистентная леска Soft 0,33 от Byron (производитель японская Unitika), карабины на подшипниках Cross Lock Bearing Swivel на 23 кг. Главное оружие - плавающий воблер Jib 90F. Почему именно Jib? Немного истории...
Несколько лет назад, будучи на Дальнем Востоке, прошлась с воблером Jib, по спокойным протокам таежной реки Бикин. Ленок брался охотно и жадно. На плесах, на мелководье, и под глубоким берегом, ленок яростно атаковал приманку, порой в отчаянном рывке уже под лодкой. К спокойной равномерной проводке, добавила легкий, едва ощутимый твич. Ленок бросался на воблер, на первых метрах проводки. В чем дело? Почему на этот легендарный щучий воблер ловятся лососевые? А может это простая случайность, именно на данный момент, и в данной акватории? Конец сентября прошлого года, Северные территории России, река Варзуга. Каждый прилив, последняя семга торопится на нерестилища. Воды по щиколотку. Река – сплошные каменные джунгли. В команде нахлыстовиков, Сергей Соколов, единственный спиннингист. И Jib справляется со сложными условиями низкой воды. Результат – семги по 4,5 - 5,0 килограмм. Я знаю точно, рыба не глупа, и очень быстро привыкает к однообразию приманок. Так, что продолжение эксперимента на тему Jib и лососевые, было абсолютно обоснованное. До ужина, успела сбегать к реке, на пару ближайших сливов. Акватория: толпа разномастных камней, в основном все округлые, можно сказать обритые наголо сильным течением Белоусихи. Воды, где 10 см, где 20 см, а где-то лысины камней. Заброс Джиба на край слива, неспешная, с остановками проводка. Подпрыгивая, проползая, падая в ямки, но не зацепляясь, Джиб прошел по стремительной пересеченке. Под противоположным берегом, выглядела углубление, спрятавшееся за большим камнем. Камень, как бы защищал зеркальце от слива. Туда и полетел Джиб. Рукой сдернула леску, что бы, не было "сопли". Дальше ничего не успела понять. Сильнейший удар. Что это было? Может мне почудилось? Несколько проверочных забросов. Пусто. Но, как красиво Jib парил по камням, с легкостью преодолевая мощь слива!
Поднялась метров на триста выше. По партизански, почти ползком, выкатилась на слив. Никакой спешки. Надо примериться к забросу, подумать куда бежать, если семга со слива рухнет в порог, проверить расслабленность фрикциона... Ну, Джиб, давай, родимый! Заброс в зеркальце... еле заметный твич... Это было нечто! Семга, серебрянным вихрем вылетела из воды. Четыре презрительных прыжка! И, тьфу, на ваш воблер... Ну, по-че-му? По-че-му? У меня даже не мелькнула мысль опустить спиннинг в воду. Где моя собранность и сосредоточенность? В какой дальний закуток, сбежали мои опыт и практика? Полное фиаско... И пусть бы рыбина сошла, хоть на первой секунде вываживания. Так ведь не было никакого вываживания вообще! Ноль реакции! Ноль! А Джиб, молодец, парень. Такую красотку поднял. И тут, меня, как молнией ударило. Я просто, абсолютно верила в Jib, но не поверила в себя... Стиснув зубы, ласточкой взлетела на берег, надела на лицо улыбку, довольной походкой направилась к товарищам. Никому ничего не сказала. Стыдно... Но урок, запомнила накрепко. После часа ночи, солнышко наспех село, и через двадцать минут, бодренько обозначило новый день. Утром, гид проинспектировал мою заветную коробочку. В глазах непонимание и вопрос: "А где колебалки? Или хотя бы знаменитые быстротонущие Контакты? Чем будем на ямах ловить?" Я же, любовно поглаживая Jib90F, определила его, как основную приманку. Абсолютная плавучесть. Неукоснительное восстановление даже после активного твича. Собственная выразительная игра, при полной остановке движения спиннинга. Стройное, деликатное тельце воблера, изготовлено из тонюсенького пластика. Оркестр из вольфрамовых шариков, обеспечивает слышимость приманки на большое расстояние. Игра воблера дразнящая, неспешная, переваливающаяся с бока на бок. Отблески от приманки создают впечатление крупной рыбы. Легкие подныривания, с непременным всплытием. Вибрация всем телом. Пируэты, с разворотом на 60 градусов. Заветные паузы, при смене движений. Абсолютно реалистичная анимация нахальной семги - агрессора, решившей выгнать хозяйку столь желанного камня – убежища. Доводы гида, что на ямах нужны колебалки или быстро тонущие воблеры, разбивались об мою абсолютную уверенность в Джиба. Вдохнув побольше воздуха, гид вежливо объяснял, что приманка должна, в буквальном смысле слова, упасть на голову семге и агрессивно провоцировать. Не помогло.
Прочие рыболовы, вооружились быстрыми спиннингами и всем тем, от чего я отказалась. И так, уважаемый читатель, разные характеры, разная стратегия, разная тактика, и как следствие, разные спиннинги, разные приманки и, как следствие, разные результаты. Гиды заправили рюкзаки ленчем. Шагая к реке, моя "тень", гид по имени Андрюша, вещал о рекордах финских чемпионов, что были до нас. На бригаду из шести человек, было выловлено сорок одна семга. Андрюша владеет тремя языками, и дальнейшее шествие облагородилось приятной беседой на аглицком языке. Макс с ребятами застряли на небольшом пороге, и агрессивный Контакт Макса уже тащил первую семужку.
Я же облюбовала плес, перед порогом. Возле берега, возвышался весьма заманчивый валун. Значит, мне туда. Зашла в воду за куст. Джиб приземлился точно перед валуном. Очень, очень деликатный, кистевой твич. Спиннинг в параллель воде. Раз, пауза. Раз, два... Второй паузы не понадобилась. Поклевка. Рыбина понеслась вверх по течению. Кончик Lag Less'a, постоянно чуть касался воды. Заранее, еще с высокого берега, я посмотрела, что крупных камней на плесе нет, значит спиннинг можно не поднимать. Стелла сладко мурлыкала, сбрасывая леску. Рыбина бегала. Спиннинг, слегка поигрывая карбоновыми мускулами, уверенно укрощал трофей. Я спокойно наслаждалась вываживанием. Не знаю почему, но мне нравится управляться спиннингом одной рукой. Не торопливо, уверенно, я подвела рыбину в берег. Мой первый благородный лосось! И первое огорчение. Семга так заглотила воблер, что гид Андрюша, принял вынужденное решение забрать рыбину.
Еще девять часов я топтала плесы Белоусихи. Зачарованно смотрела, как на сливе, бесконечным потоком, рыбины прыгают перед моим носом. В стремнине, все же полоскала всяческие воблеры. Семги, аж под ноги провожали мои приманки, прощальным кульбитом посмеиваясь на моими потугами. Да, пороги - это не мой конек. Зато Макс с товарищем, именно на водовороте порогов, оторвались по полной программе. Их Контакты творили просто чудеса, рыбины были не крупные 65-75 см, но много. Забегая вперед, скажу, что по результатам нашей рыбалки, финские чемпионы остались несколько позади.
Мы, с Андреем принимаем справедливое решение, одеть воблер в одинарные спортивные крючки. Основной акцент сделали на рыбалку на плесах. Причем, глубина облавливаемых ям, не имела значения. Джиб, не побоюсь этого слова, своей уникальной игрой, поднимал семгу из любых ям. Все поклевки были реализованы в вываживание, правда, шесть рыб, все же сошло на длительном вываживании. Я научилась гасить прыжки, не давала семге разогнаться, спиннингом меняя направление движения Рыбы. Lag Less'у это было по силам. Надежность лески не вызывала сомнений.
Но, в рыбалке, всегда есть ложка дегтя. Мелкий перекат, растворялся в широком, глубоком плесе. С десяток огромных валунов, царственно возвышались, мощной грудью рассекая поток. Сеть подводных камней, как затейливый лабиринт, охраняли секреты благородных лососей. Заняла позицию на перекате. Заброс по течению, под валун, окруженный подводными камнями. Спиннинг мягко погасил поклевку. Рыбина упорно тянула, пробираясь между камнями. Спиннинг вверх. Шпулю чуть придерживаю левой рукой... Минут десять противостояния. Ни одного выхода на поверхность, ни одного прыжка. Мне подумалось, что так может себя вести только мощная, трофейная рыба. Семга встала... и начала тягуче сваливаться в порог... Разогнутый крючок изрядно подпортил бочку меда. Подоспевший Макс только развел руками: "Татьяна, это была очень большая рыба. Такие трофеи редко поднимаются на поверхность. Килограмм на семь-девять это минимум. На Белоусихе - это большая редкость".
И все же, плесы Белоусихи, отблагодарили нас с Jib, еще парочкой достойных экземпляров, по 85-95см. Про вес не скажу, неважно ориентируюсь. А Лег Лесс абсолютно легко справлялся с северными красотками - благородными лососями. Или лососинами? Как правильно?
В каких роскошных местах мы рыбачили! В кристально чистой воде нижней Белоусихи, огромные самцы семги вальяжно фланировали среди сотен горбылей. Да, на этих гигантов самцов семги, оставалось только любоваться.
Новый день. За бортом плюс 24. Палящее солнце. Озверевшая мошка. Шесть километров по пересеченке... Не просто... Но оно того стоило. Сумасшедшей красоты каньон. Абсолютно прозрачная вода. Макс шерстил теневой берег. "Макс! В ямах ни единой рыбки не видно. Пробивай струи возле камней и расщелины!" - мне сверху видно все...
Цепляясь за каменные выступы обезьяним хватом, спустилась вниз. Ловились некрупные кумжи. Опять на скалу, и снова бросок к реке. Из омуточка, за камнем достала пару мелких кумжаков. Об "апстриме" и речи нет. Пробовала заброс перед валунами, течение мгновенно уносило приманку.
Вот здесь, уважаемые читатели, настал момент Бенефиса быстро тонущих D-Contact'ов и жестких спиннингов. Такая рыбалка, по части Макса. Что Макс творил! Из самых неожиданных мест, протягивалась длинная рука Макса. InterBoron IBXX-87BSP яростно твичил Контакт... "Макс! Рыба вышла за приманкой! Давай еще, туда же!" Заброс... Пару твичей... Есть! Рыбина ринулась вниз... Макс, как горный джейран, скакал по скалам. Вот это погоня! Есть семга! Все вздохнули с радостным облегчением. Прямо фантастический боевик какой-то.
Длинный, каменный плес, порогами скатывался в каньон. Это мое место. Водрузилась на камень, и давай хлестать Jib'ом все вокруг. Семга могла стоять где угодно, благо каменные джунгли, были отличным убежищем. Ни поклевки. Что-то не так. Думай, Танюша, думай! Спустилась на слив. Мелкая кумжа. Поднимусь повыше. И надо же мне было, перепрыгивая с камня на камень, сделать заброс вверх по течению. Я в прыжке, и тут же мощнейшая поклевка. "Макс!" Максим просто впечатывает меня в камень. Вот они, крепкие руки друга! Здоровенная семга, прыжками летит на меня... Я барахтаюсь на камне... Какой там, спиннинг в воду. Я и дужку то на катушке, не успела закрыть. Рыбина, конечно же, сбежала. Немая сцена... Что это было? А был "апстрим", без проводки, и мое очередное разгильдяйство. Десять минут назад, мой Jib, изрыскал здесь все. Да, госпожа "благородная лососина", уделали вы меня. Но я, так просто, не сдамся.
Берегом прошла пару сотен метров, где плес сужался. Отличное место! Теперь только "апстрим". Ну, Джиб, вперед родимый... До противоположного, крутого берега, метров двадцать. Зашла в воду. Полная концентрация. Два темных пятна - подводные камни. Между ними метровый проход. Заброс перед дальним камнем. Леску сдернула. Спиннинг вверх. Легкий кистевой твич с длинными паузами. Джиб прошел первый камень... На проходе участила твич. Есть! Рыбина дернулась и встала. Леска в упорный натяг. Lag Less в боевой стойке. Рыбина рванула под противоположный берег. Чуть прижимаю большим пальцем шпулю. Спиннинг потихонечку пожирал сантиметры лески. Я осторожно отступала к берегу, заводя за себя спиннинг. Показалась серебрянная мощь семги. Боевой разворот, и рыбина, петляя, летит под высокий берег. Встала. Меряемся терпением. Что такое? Леска провисает. "Татьяна! Это засада. Семга затесалась в расщелине, леска обмоталась между камнями. Пойду, попробую снять зацеп" - Макс взял мой спиннинг, и черпая вейдерсами воду, пробирался по глубокой яме. Все замерли. Вот опять, наш джейран скачет по скалам. Замысловатые взмахи спиннингом. Рыбина, почувствовав свободу, полетела вниз. Борясь с течением, Макс, с трудом пробирался по яме. Сдерживая отчаянные порывы семги, Лег Лесс вытянулся в "соплю". Я шагнула на встречу Максу. Скользкие камни потянули на глубину. Подоспевший Макс, вытолкнул меня из ямы и вручил спиннинг. У рыбины, силы были уже не те. Твердо подвожу рыбу в берег. Нет!!! Только не это! Змеиные прыжки, мощный бросок, и рыбина, по той же траектории, умчалась в спасительные камни.
Дубль два, мардезонского балета! Хватит драматизма. Пошло веселье. С шутками и прибаутками, Макс одолел уже знакомую яму. Lag Less, как хорошо тренированный пес, четко отработал все команды. С величайшей осторожность, по солнцу, я подвела рыбину на мелководье, и рухнула на нее. Все пути отхода были заблокированы. Трофей в руках. Быстрая фотосессия, и наша героиня на воле.
"Смотрите, - Макс крутил в руках леску. А леске то, ничего. Дважды запутывалась в камнях, и даже не зашершавилась". Да... такое и не придумаешь... Если бы не Макс... Как там у Высоцкого? "Надеемся только на крепость рук, на руки друга..."
С уважением, Татьяна Соколова
|
|
© 2007-2024 «ТД Соколовых» |
Оптовые продажиЛенинградская область, |
Информация
|
Интернет магазин
8 (800) 500-64-26
Всеволожск, ул. Южная,4/1 |